Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых
государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, в
обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к
образовательной, и распространяются на всех участников образовательного
процесса: детей, родителей, педагогов.
К основным международным документам, касающимся прав детей,
относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах
ребенка (1989).
Декларация прав ребенка является первым международным
документом, в котором родители, а также добровольные организации,
местные власти и национальные правительства призываются к признанию и
соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство,
любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и
образование, возможность развиваться физически, умственно,
нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое
внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен
своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного
отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми
включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого
родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка),
педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы
жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое
насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти
четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в
возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и
социального происхождения, юридическое право на: воспитание;
развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу
(статья 29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной
самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок
проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе
понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы
между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и
правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм
нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и
уважения не зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам
поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные
отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по
развитию коммуникативных способностей детей; формирование
нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-
правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с
понятием «право».
Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь,
медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу
родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в
соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и
способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также
особые права детей-инвалидов).