Консультация для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад №5 комбинированного вида 

города Горно-Алтайска"

Консультация для родителей

 

 

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


      Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемых

государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, в

обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к

образовательной, и распространяются на всех участников образовательного

процесса: детей, родителей, педагогов.

К основным международным документам, касающимся прав детей,

относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах

ребенка (1989).

     Декларация прав ребенка является первым международным

документом, в котором родители, а также добровольные организации,

местные власти и национальные правительства призываются к признанию и

соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

     В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство,

любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и

образование, возможность развиваться физически, умственно,

нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое

внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен

своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного

отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми

включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого

родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка),

педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы

жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое

насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.

    Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти

четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в

возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.

     Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи,

пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и

социального происхождения, юридическое право на: воспитание;

развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

     В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу

(статья 29):

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей

ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной

самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок

проживает;

г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе

понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы

между всеми народами, этническими и религиозными группами;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и

правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм

нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими

людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и

уважения не зависимо от ситуации.


Этапы правового воспитания детей:


этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам

поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные

отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

 

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по

развитию коммуникативных способностей детей; формирование

нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои

поступки, как положительные, так и отрицательные.

 

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-

правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с

понятием «право».

 

      Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие группы прав:

 

1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь,

медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу

родителей).

2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в

соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и

способностями, право на отдых, досуг).

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также

особые права детей-инвалидов).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»