Как организовать логопедические занятия дома
Особенности речевого развития детей от 0 до 5 лет
Упражнения для развития речи
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха»
Несколько вопросов логопеду
Что делать, если ваш малыш чаще молчит, чем разговаривает? А может, он корову называет «коловой»? Несколько вопросов, которые тревожат родителей, мы зададим специалисту, чтобы не накручивать себя излишней тревогой.
1. Вопрос:
Надо ли что-то срочно начинать предпринимать, если малыш, который еще только начинает говорить, уже заикается? Говорит, например, в таком ритме: «Па, па, па, папа, пошли..» Или ребенок одно и тоже слово по нескольку раз повторяет в предложении…не заикаясь..а просто полностью повторяет одно то же слово.. Надо ли начинать родителям волноваться по этому поводу.
Ответ логопеда:
Считаю, что в подобных случаях к логопеду обращаться пока рановато. Когда речь идет о малышах, которым еще не исполнилось и трех годиков, подобные нарушения в речи не страшны. Это пока выглядит как небольшое возрастное нарушение. В логопедии это называется заиканием развития. Обычно такое «заикание» возникает достаточно внезапно и так же внезапно прекращается. Проблема обычно решается сама собой, если взрослым на заикании ребенка не акцинтировать внимание. Не стоит постоянно делать малышу замечания по поводу произношения слов, постоянно его исправлять, заставлять несколько раз правильно повторять сказанное.
2. Вопрос:
Нормально ли, когда почти пятилетний ребенок варенье упорно продолжает именовать как «валенье»? Поможет ли разучивание специальных детских стишков самостоятельно справиться с этой проблемой?
Ответ логопеда:
В том, что ребенок 4-5 лет заменяет «р» на «л» не выходит за рамки этой возрастной группы. Родителям не стоит излишне беспокоиться и злоупотреблять зубрежкой стишков, в которых употребляется буква «р». Специалисты считают, что это не только не ускорит процесс становления идеально-правильного произношения, а, наоборот, может в итоге привести к обратному результату: ребенок станет проговаривать звук «р» неправильно, потому что в основном будет при произношении использовать вибрацию щек и губ, а не кончик языка.
3. Вопрос.
Часто родители со своим ребенком продолжают разговаривать, употребляя «детский язык», сюсюкать с ним, употреблять в речи уменьшительные слова. Вредно ли это для развития ребенка?
Ответ логопеда:
Психологи и педагоги считают, что с детьми следует с самого рождения разговаривать на нормальном взрослом языке. Ни в коем случае не стоит сюсюкать с ребенком, подражать его словечкам. Наоборот, надо учить ребенка говорить правильно. Если выясняется что ребенку свойственно постоянно коверкать слова, то нужно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист поможет разобраться в причине «коверканья». Возможно, что это не просто плохая привычка, а что-то мешает ребенку правильно и четко произносить слова.
4. Вопрос:
Иногда ребенок произнося слова с шипящими типа «шкаф», просовывают язычок между зубами. Пройдет ли это без вмешательства специалиста-логопеда?
Ответ логопеда:
Привычка постоянно между зубами язычок может со временем развиться в шепелявость. Здесь потребуется помощь логопеда. Систематическая работа со специалистом поможет вашему ребенку избежать возникновения этого речевого недостатка. Чем ребенок младше, тем меньше придется затратить усилий, для того, чтобы вредные привычки не успели закрепиться.
5. Вопрос:
Дети часто заменяют буквы в словах. Нужна ли при такой проблеме консультация у логопеда?
Ответ логопеда:
Когда ребенок в словах заменяет согласные, это может означать, что низ язычка не выносится или не поднимается. Причина может быть вызвана увеличением миндалин. Консультация у логопеда не будет излишней. Специалист вовремя поставит правильный диагноз и подберет для ребенка соответствующие корректирующие упражнения.