Специальные коррекционные занятия для
детей с нарушениями зрения:
1.Развитие зрительного восприятия.
На занятиях по развитию зрительного восприятия:
- У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;
- Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;
- Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;
- Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;
- Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.
Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
2. Развитие зрительно-двигательной координации.
3. Развитие ориентировки в пространстве.
занятиях по ориентировки в пространстве направлены на :
- формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
- обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
- развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.
4. Развитие осязания и мелкой моторики
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на
- Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;
- Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;
- Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);
- Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);
5.Социально – бытовая ориентировка.
Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:
- Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;
- Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;
- формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.
В разделе социально – бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.