Батыргалеева Ольга Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад №5 комбинированного вида 

города Горно-Алтайска"

Батыргалеева Ольга Андреевна

 

  Игра на развитие сенсорных процессов у дошкольников «Сложи картинку»

  Игры для всех

  Специфика игровой деятельности

  Игра на развитие сенсорных процессов у дошкольников «Сложи картинку»

 

                                                      Игры Марии Монтессори 

«СОБИРАЕМ ЯГОДЫ»

Натяните веревку меж­ду спинками двух стульев и подвесьте разогну­тые скрепки. Дайте малышу небольшой размя­тый кусочек пластилина. Скатайте красные и зе­леные шарики из пластилина - «вишню» и «крыжовник» (покажите круговые движения ла­дошек). Наколите «ягоды» на «веточки» (скрепки) и предложите ребенку срывать «ягоды» по одной тремя пальцами правой руки. Левой рукой в это время надо придерживать скрепку. Сорванные «ягоды» малыш должен ак­куратно складывать в корзинку, стоящую справа от него (приучайте к движению рукой слева на­право, как при письме).

 

 

«ПОСЫПАЕМ ДОРОЖКИ»

Предложите ребенку по­сыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать теми же тремя пальцами (сложив их «щепоткой») не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п.

 

 

«СОБИРАЕМ ГРИБЫ В ЛЕСУ»

Разложите на по­лу кусочки поролона и скажите малышу: «Вот тебе корзинка, попробуй собрать все грибы на полян­ке!» Покажите, как брать кусочки поролона: тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследите, чтобы ребе­нок собрал все «грибы»: это развивает внимание и приучает к аккуратности.

 

 

«РАЗЛОЖИМ ПО ПОРЯДКУ»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для миш­ки и зайки, причем мишка любит только виш­ни, а зайка - только крыжовник. Переклады­вать бусинки надо по одной, беря тремя паль­цами (покажите). Если какие-то бусинки упа­дут на стол, попросите подобрать их с помо­щью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

 

 

«СОБЕРЕМ ВСЕ БУСИНКИ»

Бросьте ка­мешки в песок. (Если играете дома, на­сыпьте песок на поднос.) Сначала предло­жите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а пра­вой насыпать совком песок в сито. Остав­шиеся в сите камешки надо аккуратно

пере­сыпать в ведерко.

«ЧЕМ Я МОГУ ПОМОЧЬ?»

 С самого ран­него детства приучайте ребенка заботиться о других: он может, например, принести домашние тапочки пришедшим с работы ро­дителям, чашку воды бабушке и т.д.

 

«ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите от­дельно крупицы риса и манки). Как выбрать от­сюда все рисовые зернышки? Это трудно сде­лать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Про­сеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

 

 

«ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью малень­кого сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен дер­жать в правой руке.

 

«ГОТОВИМ ЛЕКАРСТВА»

 Дети любят размеши­вать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помо­гите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в во­де вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ре­бенок хорошо освоил действия с ложкой, совме­щайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

 

«НЕ ПРОСЫПЬ И НЕ ПРОЛЕЙ»

Сначала на­сыпьте в кувшин немного крупы и покажите ма­лышу, как, держа кувшин правой рукой и при­держивая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок). Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребе­нок хорошо освоит пересыпание. Помогите на­чать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

  

«ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ  ЛОПАТКОЙ ПИРОЖНЫЕ»

Для этого упражнения можно «испечь» пирож­ные из пластилина

 или использовать небольшие предметы (например, крупные пуговицы),

на улице - слепить из снега или влажного песка. «Пирожные» не должны

иметь форму шариков, чтобы они не скатывались с лопатки. 

                                                                                                                               

 

«НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ»

Дети любят помо­гать накрывать на стол, и надо поощрять их в этом. Ребенку вполне под силу отнести и поста­вить на стол пустые тарелки и чашки — настоя­щие, красивые и бьющиеся. А как детям нравит­ся раскладывать вилки и ложки, подбирать чаш­ки к блюдцам! Некоторые малыши могут даже посчитать число приборов (если их не больше

4-5).

 

 

«ЛЕПИМ КОЛОБКИ, КОЛБАСКИ И БЛИНЧИКИ»

Дайте малышу небольшой размятый кусо­чек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собирать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите со­блазн лепить вместо него.

 

 

«ВЗБИВАЕМ КРЕМ»

 Налейте в миску немно­го воды и капните несколько капель шампуня. Покажите малышу, как взбивать, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке. Левая рука должна в это время при­держивать миску. Обратите внимание ребенка на результат — появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помогите ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок обязательно должен убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы.

 

 

«ОТКРОЙ И ЗАКРОЙ»

Придумайте игру: на­пример, малыш может быть врачом, у которо­го много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. По­ставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки долж­ны отличаться размером и формой). Предло­жите открыть все эти баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

 

 

 

 

 

 

 

«ПЕРЕСЫПАЕМ ЛОЖКОЙ»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухи­ми.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее остается мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой ру­кой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

 

 

«БЫЛА ЛУЖА - И НЕТ ЕЕ»

 Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребе­нок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на под­нос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользо­ваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. За­тем пролейте немного воды на поднос и покажи­те, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

 

 

 

«СМЕТИ, НО НЕ ПРОСЫПЬ!»

Этот навык ма­лыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажи­те ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, что­бы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок над подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыпается.

 

 

«НУ-КА, ВЫЛОВИ!»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Пред­ложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помо­гите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы пе­ренести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»